16 мар. 2013 г.

История сверхтяжелого танка Pz Kpfw «Maus»


Ещё до начала Великой Отечественной войны немецкие спецслужбы начали получать информацию о
советских чудо-танках, обладающих поистине запредельными данными. В свою очередь, советская
внешняя разведка периодически эти слухи перехватывала. После начала войны и встречи немцев с
советскими танками КВ, командование Вермахта воспринимало эти слухи со всей серьёзностью.
Одним из следствий этого стал проект танка прорыва, получивший индекс VK 70.01. Планировалась
лобовая броня толщиной 140 мм и двигатель от торпедного катера мощностью 1000 л.с. Разработку
этого монстра вёл концерн Крупп. В апреле 1942 года танк получил индекс VK 72.01 (K) и обозначение
Pz.Kpfw. Löwe («Лев»). Но уже к маю этого года у Гитлера появился новый любимец, и в июне 1942 года
проект «Лев» был закрыт.
Этим любимцем стал тяжёлый танк «Маус» профессора Порше. Контракт на его разработку был
заключен в 1942 году. Порше должен был построить танк массой 160 тонн, вооруженный двумя
орудиями (150 и 105 мм), с лобовой броней толщиной 200 мм и бортовой — 180 мм. Проект назвали
«Мамонтом» («Mammut»). Однако в переписке уже с лета фигурировало название «Мышонок» («Mäuschen»), которое осенью 1942 года трансформировалось в известное нам сейчас - «Maus».



Фердинанд Порше отвечал только за разработку боевой машины, внедрять её в производство должен был Альберт Шпеер.
В заданные пределы массы Порше уложиться не удалось. Стремление создать машину, которая была
бы максимально защищенной со всех сторон, а также проблемы с компоновкой стали причиной того,
что в итоге «Маус» весил 188 тонн. Такую тяжесть не выдерживали существующие мосты, поэтому
создатели танка сразу же сделали его конструкцию максимально защищенной от проникновения влаги
и разработали систему подводного хождения. Теоретически, танк мог преодолевать водные преграды
глубиной до 8 метров, но в реальности этот вариант, по-видимому, не испытывался. Так как трансмиссия
танка была электрической, был возможен вариант «запитывания» танка, движущегося по дну водоёма, с
другого танка, стоящего на берегу, по электропроводам.
Проходимость «Мауса» также оставляла желать лучшего. Отчеты о полигонных испытаниях в
Беблингене дают ей излишне позитивную оценку. К примеру, там написано, что даже при погружении
гусениц в грунт до 50 см танк сохранял подвижность. При этом умалчивается о том, что практически
все 100 километров пути на испытаниях машина прошла по дорогам и твердому грунту. А единственный
случай испытания бездорожьем закончился тем, что «Маус» увяз по верх корпуса. Танк смогли вытащить
на твёрдый грунт только через сутки, после его откапывания солдатами.
Проблемы с подвижностью и проходимостью «Мауса» стали следствием стремления конструкторов
создать неуязвимый для вражеских снарядов танк. И в какой-то мере им это удалось: защищённость
бронемашины от артогня была высокой, но «неуничтожимым» он, разумеется, не был. Пожалуй,
единственное, чем танк выделялся в ряду своих сверстников — его главное орудие калибра 128 мм.
Эта пушка гарантированно пробивала любой танк противника с дистанций до 2500 метров. Подобным
результатом не мог похвастаться ни один танк антигитлеровской коалиции. Правда, заряжание
орудия было раздельным, поэтому скорострельность ограничивалась тремя выстрелами в минуту.
Второе орудие калибра 75 мм предназначалось для стрельбы по «мелким» целям, не заслуживающим
выстрела основной пушки. Башня «Мауса» поворачивалась очень медленно, поэтому на разных этапах
проектирования на танке пробовалось различное вооружение, вплодь до экзотических бортовых
огнемётов (в финальном проекте от них всё-таки отказались). Предполагалась установка пулемётов (в
том числе и зенитных), но в окончательной версии танка они отсутствовали.
Проверить, как будет воевать «Маус», не удалось. Один из прототипов танка был направлен в
Штамлагер, где ему предстояло оборонять Ставку германского Генштаба. Машину включили в состав
сил, которые охраняли Ставку. Однако в настоящий момент нет сведений, вступал ли этот «Маус» в бой.
Он был обнаружен советскими войсками уже взорванным. Сильнейший взрыв сорвал башню и вырвал
боковой бронелист корпуса. Второй прототип, с массогабаритным макетом башни, был обнаружен на
полигоне в Куммерсдорфе. Машина была частично разукомплектована и не на ходу, на её корпусе было
несколько отметин от попаданий крупнокалиберных снарядов (без пробитий). По-видимому, этот танк
обстреливали сами немцы. Оба найденных прототипа «Мауса» были изучены и отправлены в СССР,
где из остатков двух танков удалось собрать один. В наши дни его можно увидеть в Кубинке среди
экспонатов музея бронетанковых войск. Этот «Маус» представляет собой корпус первого прототипа (с
полигона), на который установлена башня второго (взорванного), которая сохранилась относительно
хорошо.
«Маус» привлёк внимание не только советских инженеров, но и специалистов других стран. Например,
англичанам досталось немало материалов о танке, которые в настоящее время хранятся в танковом
музее в Бовингтоне. Первыми же о существовании немецкого сверхтяжёлого танка узнали, как ни
странно, французы. 5 января 1945 года появился доклад о допросе военнопленного Панкраца Цейса,
сопровождающего работы по танковым агрегатам на заводе Nibelungenwerk. Немецкий инженер верно
указал название секретного танка и немного рассказал о нём.

Комментариев нет :

Отправить комментарий